История семьи Гамбсъ
Мебель фабрики Гамбса. 19 век. Эрмитаж.
В начале правления Екатерины II с хорошей мебелью в государстве Российском наблюдался огромный дефицит. Мебели не хватало, что бы обставить как следует даже царский дворец, не говоря уже о домах знати и относительно зажиточных торговцев. Быстрый рост городов, большие объемы строительства обеспечивали большой спрос на самую различную мебель. Немудрено, что в такой ситуации в страну пребывали различные иноземные мастера, которые надеялись на долгий и хороший заработок.
К 1770-м годам, возникший в Германии, Франции и Англии стиль «классицизм» достиг, наконец, и России, войдя здесь в большую моду. Среди наиболее известных мастеров того времени был немецкий мебельщик Давид Рентген, поставлявший мебель королевским дворам Франции и Германии, а с 1784 года и Российскому императорскому двору. В мастерских Рентгена в Нейвиде работало более ста столяров, бронзовщиков, резчиков и техников.
Бюро с пультом для письма стоя, музыкальным механизмом и бронзовой группой. 1795-1815 г.г.
Генрих Гамбс. Эрмитаж.
В свой четвертый, и кстати, последний приезд в Россию с партией мебели заказанной знатью, Рентген привез с собой одного из своих лучших и талантливейших учеников Генриха Гамбса (1765-1831).
В то время жить в долг считалось хорошим тоном, светская придворная суета обязывала соответствовать, кредиты не считали. Для Гамбса, как и для многих его счастливых предшественников, это был шанс хорошо устроиться в жизни. А карьеру молодого человека в то время как, впрочем, и сейчас, могли составить две вещи: деньги и связи.
Секретер красного дерева с розетками и часами.
Между 1800-1810 гг.
Генрих Гамбс.
И Гамбс решает остаться в Петербурге и завести собственную мастерскую, которая производила бы новую мебель не хуже рентгеновской. Желая открыть большое мебельное предприятие, Гамбс вступает в "согласие" с богатым австрийским купцом Ионафаном Оттом. На паях они открывают фабрику в Петербурге в районе Калинкина моста, "между английской пивоварней и госпиталем". Назвали фабрику "Отт и Гамбс".
Покровительство Генрих снискал при “малом дворе” Павла Петровича (будущего Павла I) и Марии Федоровны Романовых. Супруга наследника особенно увлекалась механикой и декоративными искусствами. Мария Федоровна заказала Гамбсу дамский письменный столик красного дерева с золоченой бронзой и расписным стеклом, а позже мастер исполнил для нее и ширму-экран, так же из красного дерева с бронзой. Эти предметы получили одобрение Екатерины II, после чего фирма “Отт и Гамбс” подала записку её императорскому величеству с предложением меблировать комнаты Нового дворца великого князя Александра в Царском селе. Так же Гамбс предлагает услуги в качестве реставратора вещей своего учителя Рентгена в Эрмитаже. Императрица ответила согласием, и в последующие годы Гамбс стал крупнейшим поставщиком императорского и малого двора.
Столик по рисунку архитектора Воронихина для Павловского дворца. 1804 год.
Генрих Гамбс. Эрмитаж.
Мебель Гамбса, подобно работам его знаменитого учителя Рентгена отличалась всякими хитроумными сюрпризами и механизмами, выдвижными потайными ящичками, встроенными музыкальными шкатулками и прочим. Недаром одно из сложных по конструкции бюро Рентгена Екатерина передала в Академию наук в качестве экспоната. Первые работы Гамбса были выполнены в лучших традициях Рентгена, но постепенно его влияние утрачивалось.
В следующем поколении, дело подхватили сыновья Генриха Гамбса Петр (1802-1871), Эрнест (1805-1849), Густав (1806-1875). Фамильное дело, - фабрика по производству мебели стала называться «Братья Гамбсъ»
Клеймо фабрики братьев Гамбс
В 1840-1850 гг. фабрика вступает новый этап, когда основной продукцией, в связи с изменением стиля, становится комфортабельная и удобная мебель из ореха, изогнутых форм, обитая обычным штофом или ситцем, а позднее - стёганой кожей. Подобная мебель составляла обстановку Петергофского, Гатчинского и Зимнего дворцов. Она также получила широкое распространение в особняках, усадьбах и столицы и провинциальных городов, являясь необходимой и модной принадлежностью интерьера. Именно мебель этого периода получила название «Гамбсова мебель» - синоним добротности в мебельном искусстве.
Однако, скорее всего в 1860-х годах фабрика перестала существовать. Истинные причины этого не известны. Наступление новой эпохи, смена стиля, массовое производство дешевой фабричной мебели сделали свое дело. Так или иначе, но в путеводителе по Петербургу, изданном в 1874 г., где приводятся сведения о мебельных заведениях столицы, имя Гамбса вообще не упоминается.
Гамбсовская мебель, благодаря своему высокому качеству, пользовалась заслуженным уважением у состоятельных горожан, она считалась хорошим подарком, даже разыгрывалась в лотерее. До наших времен в хорошем состоянии сохранилось большое наследие мастеров, которое и по ныне можно увидеть в музеях нашей страны.
© Мастер Гамбс, 2013.
Посещений всего: 024823    за день: 011